МАОУ СОШ № 2
город Покачи, Ханты-Мансийский Автономный Округ - Югра
  • Профориентация

    Профориентация

    Профориентация школьников — приоритетная государственная задача, закреплённая в национальном проекте «Образование». Профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с вкладом в экономическое развитие.

    Для выбора профессии в меняющемся мире мало знать, какие профессии существуют. Постоянно возникают новые сферы деятельности, технологии, рынки. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.

    С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.

    Министерством просвещения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    ☝ Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы).

    ❓Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт образования", т. е. школа не может дать уровень ниже того, который определён Минпросвещением, больше - можно.

    ☝ Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.

    ☝Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
    ⃣ базовый (не менее 40 часов в учебный год),
    ⃣ основной (не менее 60 часов в учебный год),
    ⃣ продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

    ☝ Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:

    ⃣ профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;

    ⃣ урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;

    ⃣ внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);

    ⃣ воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);

    ⃣ дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);

    ⃣ профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);

    ⃣ взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).

    ☝ Один из ключевых профориентационных проектов – федеральный проект «Билет в будущее» (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).

    ✍ Рекомендации по введению Профориентационного минимума можно найти в Письме Минпросвещения от 20.03.2023 № 05-848.

    Цели и задачи Профориентационного минимума

    Цель – выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.

    Задачи:

      • Развитие нормативно-правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
      • Разработка           научно-обоснованного          содержательного                              наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
      • Систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных, муниципальных и школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
      • Подготовка программ повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную деятельность в образовательных организациях;
      • Включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
      • Включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся “группы риска”: обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.

    Целевая аудитория – обучающиеся 6–11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родители и педагоги, представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.

    Содержание предполагает спецификацию по шести возрастным группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе профессий будущего6, тематические онлайн- уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформы и на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.

    Отдельная спецификация – для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.

    Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе:

      • Базовый уровень (Рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в год);
      • Основной уровень (не менее 60 часов);
      • Продвинутый уровень (не менее 80 часов).

    Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся «Билет в будущее»

    Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:

    УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Включает: профориентационое содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуются для использования разработки в рамках КИК – «Конструктор будущего»7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета «Технология» (в части изучения отрасле экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно- производственных комплексов).

    ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, ддиагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий»), беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловы игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.

    Используемые материалы:

    1. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Билет в будущее», разработанная Фондом гуманитарных проектов;
    2. Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Профориентация», разработанная ИСРО РАО;
    3. Онлайн-уроки «Шоу профессий»

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

    Включает:

    1. Экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки «Лаборатория будущего» и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий и др.
    2. Конкурсы профориентационной направленности (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта «Россия – страна возможностей», чемпионатов «Абилимпикс», «Профессионалы» и др.)

    Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

    Выбор и обучение по программам профессионального обучения.

    Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

    Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

    В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.

    ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ

    Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм.

    Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.

    Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и другие классы.

    Приказ № 601 от 25.08.2023 г. "Об организации профориентационной работы"

    Приказ № 245 от 04.05.2022г. "О комплексном плане мероприятий по сопровождению профессионального самоопределения учащихся"

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профориентация" социальное направление для 9-х классов на 2022-2023 учебный год

    Профориентационные образовательные события

    БУДУЩЕМУ ПОКОЛЕНИЮ НУЖНЫ УЧИТЕЛЯ

    Проект «Будь учителем» — хочет поддержать тебя в выборе одной из самых важных профессий в мире. Став учителем, ты познакомишь детей с миром науки, подтолкнешь к саморазвитию и будешь развивать их творческие способности. Твои знания помогут сделать учеников счастливее и откроют для них дверь в светлое будущее.

    Специально для тебя создан сайт Будьучителем.рф, где ты сможешь найти информацию о вузах и педагогических специальностях, а также полезные материалы, которые помогут тебе в будущей профессии https://xn--90agdanti8bgb8b6c.xn--p1ai/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie